Участники форума отметили следующее.
Горные экосистемы мира, занимающие более четверти площади планеты, играют значительную роль в регулировании жизни на Земле, обеспечивая чистой водой не менее половины населения мира, являясь центрами биоразнообразия, средой проживания многочисленных народов. Современные глобальные климатические изменения приводят к деградации горных ледников, нарушению водообеспечения миллионов людей, проживающих в горах, предгорьях и на равнинах, активизируют стихийно-разрушительные процессы, влияющие на среду жизнедеятельности населения. На фоне этих и других, нередко катастрофических, изменений нарастают проблемы жизнеобеспечения горных народов, что вызывает миграцию с горных территорий и рост социальной напряженности.
Горные регионы Центральной и Северной Евразии являются важным макрорегионом на карте мира с его комплексом природных, этнокультурных и политико-правовых особенностей, требующих выработки стратегии устойчивого развития горных территорий в контексте изменения климата, рационального природопользования, охраны уникальной природы, среды жизнедеятельности и культуры народов.
Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ (МПА СНГ) выступила с рядом инициатив по обмену опытом и знаниями между представителями горных стран Содружества. В 2020 году был подготовлен и принят модельный закон МПА СНГ «О развитии и охране горных территорий», который создал платформу для конструктивных дискуссий и продвижения сотрудничества ученых и экспертов в области устойчивого развития горных территорий.
Форум знаменует важный шаг в разработке плана совместных действий и решений по направлениям, которые были обозначены в рамках круглых столов, панельных дискуссий и рабочих встреч, на основе выработанных на них рекомендаций, а именно:
в области социально-экономического развития горных регионов: - обратить пристальное внимание на сохранение среды жизнедеятельности и повышение благополучия местного населения горных районов, в том числе путем поощрения капиталовложений в объекты инфраструктуры горных районов, связанные с транспортом, критическими и информационно-коммуникационными технологиями, поддержки реального сектора экономики и народных промыслов, формирования и развития региональных рынков интеллектуальной собственности, распространения знаний и создания технического потенциала в интересах местного населения горных районов, усиления роли молодежи посредством образования и учебной подготовки в области устойчивого горного развития, большего вовлечения представителей науки в разработку и экспертизу проектов развития горных территорий, а также полноценного и объективного учета мнения местных сообществ при реализации этих проектов;
- рекомендовать профильным министерствам и ведомствам государств — участников СНГ рассмотреть возможность создания научно-исследовательских центров по устойчивому развитию гор, а также введения в образовательную систему изучения горных территорий и жизни горного населения, в том числе рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Российской академией наук рассмотреть возможность создания в Республике Дагестан центра горных исследований на базе Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук;
- рекомендовать общественным и неправительственным организациям, в частности общественным палатам субъектов Российской Федерации, имеющих в своем составе горные территории, активизировать взаимодействие с уполномоченными региональными органами власти в целях выявления проблемных вопросов населения, проживающего на горных территориях, консолидации усилий для создания условий устойчивого социально-экономического развития горных территорий и выработки комплекса мер по оказанию поддержки их жителям с учетом специфики конкретных населенных пунктов;
- рекомендовать органам управления всех уровней принять активное участие в подготовке предложений по разработке критериев определения горных территорий и мер адресной государственной поддержки в области развития и охраны горных территорий с учетом их специфики, доступности, транспортной и энергетической обеспеченности, а также с учетом требований и ограничений действующих режимов охраны и осуществления хозяйственной деятельности;
в области охраны природы горных стран:- содействовать расширению связей между биосферными резерватами / особо охраняемыми природными территориями (ООПТ), в том числе развитию трансграничных охраняемых территорий, заключению региональных соглашений (конвенций) в области сохранения природного/культурного наследия и устойчивого развития, укреплению сотрудничества между ООПТ и научными организациями в целях продвижения международных исследований, направленных на понимание процессов глобальных изменений и отработку моделей адаптации к ним;
- считать целесообразным создание Международного альянса горных охраняемых природных территорий СНГ для обеспечения устойчивого развития горных регионов;
- рекомендовать парламентам государств — участников СНГ обеспечить правовую поддержку деятельности трансграничных и иных ООПТ, имеющих международный статус (биосферные резерваты ЮНЕСКО, геопарки, трансграничные резерваты и т. п.), в связи с чем просить МПА СНГ разработать предложения для национальных законодателей с детализацией статуса и правового режима таких ООПТ, учитывающие национальный и международный опыт;
- рекомендовать МПА СНГ изучить возможность разработки модельных документов по вопросам регулирования распространения инвазивных видов (в том числе на ООПТ);
- просить профильные министерства и ведомства государств — участников СНГ организовать работу по внесению в законодательную базу понятия «геопарк», необходимого для развития туризма и сохранения геологического, природного и культурного наследия;
в области недропользования:- содействовать оптимизации недропользования в горах в направлении поиска наилучшего соотношения традиционных экстенсивных и инновационных отраслей, при использовании и развитии потенциала инновационной инфраструктуры (технологические платформы, региональные кластеры и технопарки), рекультивации горных ландшафтов для использования в рекреационных целях, эффективному взаимодействию недропользования с местными видами природопользования на основе государственных, рыночных и местных механизмов;
- просить профильные министерства и ведомства государств — участников СНГ предусмотреть проведение мероприятий, посвященных геопаркам ЮНЕСКО, например организацию международной научно-практической конференции «Глобальные геопарки ЮНЕСКО: от идеи до реализации» на площадке геопарка «Янган-Тау»;
в области правового обеспечения устойчивого развития горных территорий:- содействовать устойчивому развитию горных территорий на основе всесторонней защиты конституционных прав проживающих на них граждан и их социальных гарантий;
- обратить особое внимание на правовое обеспечение традиционного образа жизни народов гор, развитие предпринимательства в горных местностях при соблюдении баланса льгот и ограничений, создание благоприятных правовых условий для инвестиций с использованием потенциала экономики интеллектуальной собственности;
- использовать и развивать опыт международного права в области устойчивого развития горных территорий, в частности модельного законотворчества МПА СНГ;
- рекомендовать парламентам государств — участников СНГ рассмотреть вопрос о целесообразности разработки специальных законов, а также государственных программ, направленных на устойчивое развитие горных территорий;
- содействовать правовому обеспечению деятельности трансграничных биосферных резерватов / ООПТ, включая правовое сопровождение заключаемых соглашений (договоров, конвенций и т. д.) в области устойчивого развития и экологии;
- рекомендовать МПА СНГ рассмотреть целесообразность разработки модельного закона о сохранении природного и культурного наследия на трансграничных территориях;
в области обеспечения сейсмической безопасности и защиты от стихийных бедствий:- признать необходимым обеспечение сейсмической безопасности в процессе освоения горных регионов и актуальность развития существующей методологии оценок сейсмического риска и уровня ожидаемой сейсмической опасности, в особенности на урбанизированных горных территориях, в виде детального сейсмического районирования и сейсмического микрорайонирования;
- содействовать координации действий и обмену информацией на всех уровнях по мониторингу опасных природных и техногенных явлений на горных территориях стран Содружества, разработке механизмов оценки экологических последствий стихийных бедствий (землетрясений, вулканической деятельности, лавин, оползней, селей и др.) и систем раннего предупреждения, в том числе на трансграничных территориях;
- отметить важность разработки инновационных научных концепций эффективного освоения предгорных и горных территорий, а также основных требований, учитывающих особенности градостроительства, включая конструктивные системы, элементы жизнеобеспечения, технологии строительства в специфических горныхусловиях, связанных с возможностью природных катастроф, в первую очередь землетрясений;
- поддержать идею создания международного исследовательского центра с участием стран СНГ, а также идею создания международных сейсмозащитных полигонов в Заилийском Алатау (в районе расположения города Алматы, Республика Казахстан) и распространить такой опыт на другие горные регионы стран Содружества, предложить в качестве полигона для проведения комплексных инструментальных геофизических наблюдений Казбекский вулканический центр на территории Республики Северная Осетия — Алания;
в области научного сопровождения устойчивого развития горных территорий:- подчеркнуть важность проведения фундаментальных и прикладных исследований в области разработки методологии и методов устойчивого развития горных территорий, координации работ с академическими институтами и центрами горных регионов стран Содружества;
- в условиях остро ощущаемого дефицита данных об изменениях в природе, населении и хозяйстве горных регионов необходимо проводить регулярные полевые работы и развивать сеть наблюдений за изменениями в гляциально-нивальной и перигляциальной зонах, а также на стыке гор и предгорий, где происходят широкомасштабные изменения земельного покрова, повышение плотности населения и увеличение нагрузки на природные экосистемы;
- считать необходимым регулярное проведение мероприятий, направленных на изучение специфики центрально- и североевразийских горных регионов, создание условий для кооперации и обмена опытом между государствами, организациями этих регионов и международными структурами, проведения научных исследований по влиянию изменения климата на динамику трансформации земельного покрова и ландшафтов, а также освоенность горных регионов Центральной и Северной Евразии;
- признать важным создание сетей сотрудничества научно-образовательных центров горных регионов (Евразийская научная сеть сотрудничества) для обмена опытом, подготовки кадров в области горных исследований (монтологии), распространения современных достижений в сфере оценки экосистемных услуг, геоинформационного моделирования;
- содействовать укреплению взаимодействия и развитию научного партнерства между странами Содружества, а также другими странами региона в области изучения уязвимых горных природных и социально-экологических систем: ледников, горных лесов, систем расселения и природопользования с их традиционными механизмами адаптации к изменениям;
- с учетом особого положения гор Северной Евразии, включающих арктические территории и играющих важную роль во всей криосфере Земли, целесообразно поддерживать тесную связь горных исследований с полярными и арктическими, развивать и укреплять сотрудничество с организациями, осуществляющими совместные горные и полярные исследования, как с международными, так и с национальными;
в области образования и просвещения:- принимая во внимание инициативу Кыргызской Республики, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН, поддержать идею создания глобального горного университета, рекомендовать предпринять конкретные шаги по формированию сети национальных и международных академических институтов с научно-исследовательскими лабораториями для совместных исследований жизнедеятельности горных сообществ;
- в целях образования и просвещения, экологического воспитания населения горных территорий, а также раскрытия туристского потенциала горных регионов считать полезным создание системы региональных информационных порталов, отражающих актуальное состояние горных территорий в разных аспектах (география, экология, история, этнография, хозяйство и т. п.); при наличии конкретных методических указаний курировать такие порталы могут региональные отделения национальных географических обществ (Русское географическое общество, Географическое общество Таджикистана и др.);
в области развития туризма в горных регионах стран Содружества:- поддержать инициативы по формированию межгосударственных туристических горных маршрутов, созданию Евразийского альянса горных курортов, распространять положительный опыт реализации проектов по развитию горного туризма в странах Содружества, развивать сетевые образовательные программы по подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства горных регионов стран СНГ;
- инициировать выработку механизмов эффективного управления туристскими потоками в горах с учетом экологической емкости ландшафтов и возможностей социально-экономической инфраструктуры;
- рекомендовать МПА СНГ содействовать формированию и совершенствованию законодательной базы по вопросам регулирования применения зеленых технологий для обустройства рекреационной инфраструктуры на горных ООПТ.
Участники форума считают необходимым:- признать роль форума как важной платформы для обсуждения проблем горных регионов государств — участников СНГ и всего мира;
- повысить значимость горной проблематики в межгосударственных, государственных и региональных инициативах и проектах, направленных на решение проблем устойчивого развития горных территорий, избегать отраслевой односторонности и учитывать тесные связи природы, населения и хозяйства гор;
- поддержать международное сотрудничество и интеграцию положительного мирового опыта в сфере устойчивого развития горных территорий для улучшения социально-экономического благосостояния горного населения и решения проблем, вызванных климатическими и геополитическими изменениями, инициативы в области мониторинга и снижения рисков стихийно-разрушительных процессов в горах, сохранения и оптимизации ресурсно-экологической среды для традиционного природопользования коренных народов, проживающих на горных территориях, защиты биоразнообразия в горных районах, развитие сети ООПТ, в том числе трансграничных, включая горные заповедники, заказники, биосферные резерваты, объекты Всемирного природного наследия в горах;
- укреплять сотрудничество национальных агентств по устойчивому горному развитию с Горным партнерством — международным альянсом, действующим на платформе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), и с региональными отделениями ФАО;
- с учетом современных глобальных вызовов поддержать усилия по междисциплинарной кооперации и взаимодействие ученых и политиков для своевременного выявления проблем развития и разработки механизмов упреждающей адаптации к новым условиям, способствовать координации между отраслевыми ведомствами в области сельского хозяйства, лесопользования, водопользования, недропользования и других сферах для сбалансированного и устойчивого развития горных территорий;
- учитывая накопленный богатый опыт Кыргызской Республики в развитии национальной горной политики, а также Республики Дагестан в реализации региональной горной политики, рекомендовать органам власти провести работу по распространению такого опыта и обмену им в сходных горных регионах стран СНГ;
- рекомендовать органам власти стран СНГ активно включиться в реализацию Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 2022 года о проведении «Пятилетия действий по развитию горных регионов» с последующим участием во втором Глобальном горном саммите в Бишкеке в 2027 году;
- рассмотреть возможность обсуждения горной проблематики в рамках высших государственных инстанций, в частности Государственного Совета Российской Федерации;
- признать своевременной активизацию международного сотрудничества в области устойчивого развития горных территорий, инициированную МПА СНГ, на основе подготовки и принятия модельных законодательных актов; рекомендовать систематическое проведение конференций и семинаров в этой области; поддержать инициативу регулярного проведения международного горного форума.